Русский язык


ИЗУЧАЕМ   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ    КАК ЧАСТЬ РЕЧИ



 



 
 

 

 

ИЗУЧАЕМ ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ







 

 





 

Уважаемые родители и ребята!

Предлагаю вашему вниманию сочинения на лингвистическую тему в рамках подготовки к экзамену по русскому языку. Работы выполнены учениками 9 "Б" класса. Такой вид сочинения осваивают в этом учебном году и ученики 6 "А" класса. Вы можете попробовать свои силы: напишите сочинение на эту тему, опираясь на критерии оценивания сочинения (выложены на этой странице)!

Сочинение на лингвистическую тему:


«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И.И. Постникова)


*****


По словам лингвиста И. И. Постниковой, «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Действительно, благодаря тому, что слова, связываясь друг с другом, образуют словосочетания, мы можем общаться, делиться своими знаниями, побуждать других сделать что-либо. Эта связь осуществляется при помощи трех видов подчинительной  связи: управления, согласования и примыкания. Рассмотрим это на примерах из текста.


Так во фразеологизме «не отрывала глаз» (предложение 33) слова связаны при помощи подчинительной связи управление, что достигается при помощи определенной падежной формы существительного (родительного падежа). Это помогает автору передать ожидание собаки и неугасшую надежду на возвращение её хозяина.


В словосочетаниях со связью согласование грамматическая связь реализуется с помощью окончания. Например, Юрий Яковлев в предложении № 54 использует гиперболический эпитет («вечном ожидании»). Автор подчеркивает с помощью этого эпитета долгие дни, месяцы, проведенные собакой в ожидании возвращения из плавания хозяина, ее преданность своему лучшему другу.


Таким образом, обладая способностью связываться в словосочетания, слова способны побудить к действию, обратить внимание читателя на важные для автора мысли или действия его героев. (Алешина Екатерина)



*****


По мнению языковеда И.И.Постниковой, «способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Чтобы выполнять функцию общения, слова должны объединяться в словосочетания. В них слова обязательно связываются по смыслу и грамматически. Способы грамматической связи различны, что позволяет сделать речь более красивой, гармоничной, полнее передать информацию. Обратимся к фрагменту рассказа Ю.Яковлева - автора книг для детей и юношества.


В словосочетаниях со связью согласование слова связываются при помощи окончаний. На основе данного вида связи могут образовываться эпитеты. Используя в предложении 53 эпитет («бессменный пост»), автор показал читателю преданность, верность собаки: она ни за что не покинет берег, не дождавшись возвращения своего хозяина.


Другой вид грамматической связи - управление, осуществляемое с помощью предлогов и окончаний. В предложении 6 писатель употребил словосочетание «стояла в оцепенении», в котором обстоятельство образа действия (« в оцепенении»), передаёт читателю душевное состояние собаки, ее тоску, горечь потери.


Таким образом, обладая способностью связываться в словосочетания, слова выполняют коммуникативную функцию, воздействуют на собеседника.(Ломакина Ульяна)


 


 

















Решите лингвистические задачи    и получите отличные оценки по русскому языку!

1.Сосчитайте, сколько в данном высказывании Н.В.Гоголя слов со звуком /т/, запишите их.

"Необыкновенный язык наш есть ещё тайна! В нём все оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких".

 

2.Укажите, какое из данных слов не является историческим родственником слова "СУГРОБ":

А) гребля    Б) грабли    В) сукровица    Г) погреб 

 

3.Существует устойчивое выражение "СЖЕЧЬ ДОТЛА". Что обозначало слово "ТЛО" в древнерусском языке? 

 

4.Подберите синонимичные фразеологизмы со значением "стало очень темно".

 

5.Сосчитайте, сколько в данном высказывании А.Н.Толстого слов со звуком /й/, запишите их.

"Русское слово! Тысячелетия создавал народ это богатое, умное поэтическое орудие своей жизни, своего великого будущего".

 

6.К какой части речи относятся слова "СПАСИБО", "ПОЖАЛУЙСТА"?


7.Выпишите из текста все наречия:

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнёт подойти босиком.

8.Выпишите существительные женского рода: мозоль, судья, скряга, мадам, время, врач, сирень, авеню, тюль, шампунь.


9.Мы часто используем выражение "Собралась тьма народу". Сколько это человек?


10.«Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. 

В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?


11.Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни…     (Г. Троепольский)

 

12.Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из нее все слова с приставками. 

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».


13.Как называются люди, живущие  в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле, Париже, Лондоне, Берлине, Марселе, Риме?

 

14.Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.








 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ

II четверть





ноябрь

1.Сочинение - миниатюра - 1-ая учебная неделя.

2.Сочинение по картине - 2-я учебная неделя.

3.Словарный диктант - 3-я учебная неделя.

4.Подробное изложение - 4-ая учебная неделя.

5.Сочинение-миниатюра - 4-ая учебная неделя.

декабрь

6.Словарный диктант - 5-я учебная неделя.

7.Сочинение с использованием глаголов в форме условного наклонения - 6-ая учебная неделя.

8.Подробное изложение текста - 7-ая учебная неделя.

9.Сочинение-миниатюра - 7-ая учебная неделя.

10.Контрольный диктант за 2 четверть - 8 -ая учебная неделя.

 










*Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

 

*Человек без знаний – все - равно что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

 

*Ученье да труд к славе ведут.






Больше узнаешь - сильнее станешь!



 

Сочинение на лингвистическую тему

Критерии оценивания






Л.Н.Толстой



Комментариев нет:

Отправить комментарий