рекламного
дизайнера, преподавателя и консультанта по изобразительному искусству из
Шривпорта, МАРСИЯ БОЛДУИН (Marcia Baldwin).
Она
так рассказывает о своих картинах: "Я живу в очень красивом месте, на берегу
озера в окружении огромных высоких сосен и величественных дубов. Природа у нас
очень щедра. Лисы играют и резвятся на моей лужайке перед домом. Белки и птицы
перелетают с одного дерева на другое. Это действительно счастье - жить в
окружении такой красоты и спокойствия. Я надеюсь, что у меня получается всю
свою страсть к искусству и к красоте природы отразить в моих картинах".
...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера...
НАДЯ РУШЕВА прожила всего семнадцать лет, но оставила после
себя такой значительный след в искусстве рисунка, что и сегодня, после ее трагически внезапной смерти, существует "загадка Нади
Рушевой". Она родилась в Монголии.
Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на
монгольском означает "Вечно живущая".
О ней снимали фильмы, писали книги и статьи. За несколько дней до
смерти, в марте 1969 года, снимались последние кадры в ее жизни, – это было в
Царском Селе, в Лицее, там, где сочинял и читал стихи А.С.Пушкин, где его
слушателями и собеседниками были А.Дельвиг, И.Пущин, В.Кюхельбекер. Об А.Пушкине
художница говорила: "самый родной поэт". А.Пушкин вошел в ее жизнь рано, в
детстве, когда в 1959 году вместе с родителями – мать, Наталья Дойдаловна, была
балериной, отец, Николай Константинович, – художником – Надя побывала в
Ленинграде, в последней квартире Пушкина на Мойке, 12. В одном из своих
интервью она сказала: "Сначала были рисунки к сказкам Пушкина… Папа читал
книжки, а я рисовала в это время". Тогда ей было всего семь лет, первые
пушкинские рисунки – иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”. В одиннадцать лет
первые рисунки художницы появились в печати, в четырнадцать состоялась поездка
в Варшаву.
Тема Лицея была едва ли не самой любимой. Надя Рушева – как
будто его одноклассница, она, быть может, одного роста с А.Пушкиным, А.Дельвигом…
На ее рисунках Пушкин-лицеист – долговязый, слегка неуклюжий, худой, с
вытянутой шеей.
В 1968 году, когда Наде Рушевой было 16 лет и с успехом
прошла ее выставка в музее Пушкина на Мойке, она по просьбе известного
пушкиниста А.И.Гессена проиллюстрировала первые главы готовящейся тогда к
изданию его книги "Жизнь поэта". Книга о А.Пушкине была задумана с иллюстрациями
самого поэта, но в детские и лицейские годы А.Пушкин почти не
рисовал. Наде Рушевой,
московской школьнице, предложили дорисовать то, что, может быть, нарисовал бы
юный Пушкин.
О "Пушкиниане" Нади Ираклий Андроников сказал: "То, что это
сделала девочка гениальная, становится ясно с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности..."
Всматриваясь в ее работы, ощущаешь полет пера в руке, чем-то
похожий на росчерк пера самого А.Пушкина, рисовавшего на полях рукописей.
В Музее-квартире А.Пушкина на Арбате, 53 (здесь жил А.Пушкин,
была его свадьба, бал, гости, друзья…) хранятся рисунки Нади
Рушевой.
У нее есть иллюстрации к К.Чуковскому, В.Шекспиру,
Л.Кассилю, Ф.Рабле, Х.К.Андерсену, Н.Гоголю, Э.Гофману, Ч.Диккенсу, Д.Байрону,
А.Грину, А.Дюма, Р.Киплингу, Д.Родари, Н.Некрасову, Ж.Верну, А.Блоку, В.Гюго,
М.Булгакову, М.Лермонтову, А.Сент-Экзюпери, Э.Войнич...
Четыреста рисунков к роману "Война и мир"!
Именем Нади названа одна из планет солнечной системы. А
космонавт Георгий Гречко, взяв на орбиту рисунки Нади, показал их всему миру на
телесеансе с Землей.
Иван Шишкин, или Кого называли Лесным художником
«В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно,что
сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова» (И.И.Шишкин)
«Вряд ли какой
другой народ вступал в историю со столь богатой хвойной шубой на плечах», –
писал Леонид Леонов об И.Шишкине. Издревле жизнь русских была связана с
лесом. Из леса рубили избу. Из древесины резали ложки и посуду. С лип драли
лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды и грибы, за зверем. И, наконец,
дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная – Шишкин.
И.Шишкин в елабужском лесу нашел красоту, о которой
поведал миру. Приобрел он редкое мастерство – умение перенести русский лес на
картину: малейшая травинка на холсте видна, и от него
не масляной краской, а ароматом цветов и хвои тянет.
Реализм художника был чужд всякой условности в
изображении природы. Ему было свойственно точное следование натуре, пристрастие
к живописному анализу и подробнейшему рассказу. Любовь художника к природе бесхитростная, народная. И.Шишкин
эпически видел русский пейзаж. Богатырские дубы и сосны изображал он,
богатырскую рожь. Да и сам был богатырем. «Телесные силы были довольно
достаточны, – писал И.Шишкин, – я поднимал без всякой тягости одной рукой гирь на
веревке десять пуд".
Дед И.Шишкина выделывал тонкие изделия из
серебра, за что был прозван Серебряковым. Отец, «елабужский Кулибин», в числе
прочих своих бесчисленных умений хорошо резал по дереву и камню. И живописец
И.Шишкин поражал всех тончайшим мастерством. «Громче всех раздавался голос
богатыря Ивана Шишкина,- писал И.Репин, – как
зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем
и правдивой русской речью".
Без устали работая в лесной мастерской, часто
отказываясь от посещения друзей и развлечений, художник довел свое мастерство до
совершенства, научился создавать одинаково убедительно «портреты» корней и
хрупкой травинки.
Много горестей выпало художнику в
жизни: дважды был женат, и обе горячо любимые жены умерли рано от тяжелых болезней.
Вторая его жена, Ольга Антоновна Лагода, была талантливой художницей и умерла
через год после свадьбы, вскоре после рождения дочери. «Сердце замирает от
боли», – писал живописец друзьям. И каждый раз, пережив отчаяние, он уходил
работать в лес. Лучшее из его полотен, изображающих равнинную природу – это
«Рожь», которая находится в Третьяковской галерее рядом с
картиной «Утро в
сосновом лесу». «Рожь» И.Шишкина – не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной
красоты России.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», И.Шишкин
признался:
—Мой идеал счастья? Душевный мир.
—Величайшее несчастье? Одиночество.
—Как бы я хотел умереть? Безболезненно и спокойно. Моментально.
И.Шишкин умер за
работой – с углем в руках, начиная на белом холсте большую новую картину...
Комментариев нет:
Отправить комментарий